HideНе будем рассматривать алхимиков и торговцев раскачаными персонажами - это случаи соответственно редкие (алхимики) и незаконные (торговцы). Очевидно, что приходят в БК в первую очередь поиграть и развлечься. Но рано или поздно игровой мотив уходит на второй план или пропадает совсем, и в этот момент человек либо уходит из БК, либо остается по другим причинам. Почему? Вариантов, как всегда, много, и чаще всего наблюдается сочетание нескольких причин в разной пропорции.
Общение. Как говорится, без комментариев. Мало кто из БКшников со стажем больше полугода не болтает в чате или на форуме, не имеет как минимум двух-трех знакомых, не вынес несколько контактов за пределы БК, а по возможности и в реал. Многие ушедшие оставили небоевого персонажа специально для общения. Наиболее ощутимо потребность в общении проявляется у профессиональных флудеров.
Виртуальное общение как таковое не приносит вреда. Зачастую занятые в реале работой и семьей или оторванные от привычного круга территориально люди находят в сети, в том числе и в БК, отдушину. Но для многих разговоры с помощью клавиатуры постепенно отодвигают встречи с друзьями на второй план, или же не оставляют времени для новых знакомств. Уже столько раз говорилось, к каким проблемам это приводит, что нет смысла повторяться.
В БК как нигде сильны социальные мотивы - потребность в ощущении себя членом некоей группы. Прежде всего, кланы, а также различные сообщества, альянсы, союзы, творческие группы, совместные походы в Башню Смерти постоянных команд... Человек - существо социальное, абсолютно замкнутые одиночки такая же редкость, как появление Мусорщика в новичковой Сана иди Девила. Гораздо чаще можно встретить тех, кто живет в БК только ради клана. Этот мотив актуален для многих паладинов - работа дает им ощущение своей нужности.
Проблемы могут возникнуть те же, что и для общения: дополнение реала или компенсация его объективного отсутствия - хорошо. Замещение реала - плохо.
Отдавая что-то коллективу, человек ожидает положительной оценки своих усилий, благодарности как признания - от простого "спасибо" до гор из цветов, подарков и кучек кредов. Отсюда переходим к следующей потребности:
Самоутверждение - стремление доказать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Способ доказательства зависит от системы ценностей человека. Для кого-то это - членство в клане (особенно - в топ-клане), для кого-то - должность или власть (в клане или в Ордене), для кого-то - признание заслуг или талантов, или же слава как высокоуровневого или сильного бойца. Только, ради Мироздателя, не пытайтесь ему на это указать - станете очередным объектом для самоутверждения.
Подростки самоутверждаются в роли взрослых, выходя в виртуале из-под опеки родителей и учителей. Как правило, результатом бывают два противоположных случая - либо способность к формированию взрослых суждений и к взвешеным поступкам ставят подростка на одну ступень с теми, кто старше его лет на десять, а то и двадцать, либо юношеская бравада и чувство вседозволенности при отсутствии внутренних тормозов с первых же реплик показывают "зрелость" ума собеседника.
У женщин есть еще одна специфическая цель - самоутверждение себя через привлечение наиболее значимого (опять-таки, в ее системе координат) персонажа мужского пола или, как вариант, как можно большего количества мужчин - некое доказательство своей женскости, сексапильности, силы своего очарования.
Тут нужно отметить, что некоторые мужчины развлекаются подобным же образом. Разговаривая с приятной незнакомкой в чате, никогда не знаете, нет ли у нее бороды и усов. Для примерки чужой маски может быть множество причин. Тут и любопытство - желание побыть в чужой шкуре. И подсознательное раскрепощение по сравнению с реалом, где воспитание и общественное мнение заставляет скрывать те черты характера, которые могут быть объявлены "женскими". Конечно, некоторая часть мужчин "под маской леди" таким образом бессознательно проявляют свой латентный (скрытый) гомосексуализм. Но в подавляющем большинстве случаев причина банальна и проста - в Бойцовском Клубе женщине проще развить своего персонажа с помощью увлеченных ею мужчин. А увлечь мужчину... всего-лишь приложить немного смекалки.
В большинстве случаев самоутверждения человек реализует в виртуале то, чего не получается достичь в реальной жизни. Или же переносит в игру привычный стиль поведения. Оба варианта разрушительны для личности. Компенсация виртуалом тормозит движение вперед в реале, а зачастую и вовсе ведет к деградации. Проблемы нарастают как снежный ком, потребность в компенсации все больше - порочный круг. В случае же самоутверждения в обоих "мирах" это уже другая история, и другие проблемы, с которыми разбираются специалисты отдельно в каждом случае.
Самореализация - можно сказать, что это самоутверждение через конструктив. Клуб используется как полигон для приложения сил в креативе. Относительная анонимность, возможность реинкарнации и разнообразие потребностей публики - идеальные условия для экспериментов со своими талантами. Сюда же относится армия художников, программистов - всех тех, кто работает в Клубе в свое удовольствие, отдыхая от надзора начальника.
За редкими исключениями полного ухода в мир на сервере при подобной самореализации не бывает проблем. В самом деле, ну какая разница - писать акварелью пейзаж за окном или корпеть над молотом в 3D Max-е.
С разными долями вероятности любой из вариантов может привести к катастрофе, когда игра используется как метод эскапизма, ухода от проблем. И чем дальше, тем больше затягивает даже в самых положительных своих проявлениях. Чем затягивает? Легкостью пути. По сравнению с реалом теми же или меньшими затратами усилий и практически без риска (анонимность плюс реинкарнация) в игре можно за гораздо меньший срок достичь гораздо больших результатов. А часто - того, чего в реале не добиться никогда. Конечно, достигнутая цель имеет смысл только в рамках Клуба. И так не хочется вспоминать, что слава, известность, победы и образ сильного или привлекательного имеет значение только для узкого круга таких же увлеченных Клубом. Что мирок наш, по сути, очень мал. Что за его границами все это - пыль и тлен. И что мыльный пузырь - красивая, но очень ненаделжная конструкция.