Hide...Мама миа... Мне ведь было двадцать лет тогда. Уже ведь срок, нет? Кое-кто романы уже издает в двадцать лет, и неплохие. А я такое "гэ" ваял, читать стыдно... Складывать слова в предложения я к тому времени уже научился, но собственным стилем и не пахло, как у всех начинающих. И, как и все начинающие, я писал "под любимого автора". М-да. Это било в глаза даже сильнее, чем все ошибки речи, композиции и грамматики, вместе взятые.
В общем... это была стилизация под Веллера. Хотя, конечно, меня и по сей день упрекают, что я под него "кошу" - все эти разговорности, "ага?", "нет?" и прочее... Но то был явный, неоспоримый, ничего больше за душой не имеющий закос. Калька - как сумел, так и скопировал. Веллерщина...
Тогда-то, у пыльной полки, с пожелтевшим тетрадным листком в руках, я задумался о Михаиле Веллере. Нет-нет, я не провел там долгого времени, не плакал, и в философию особо не впадал - прибираться было нужно. Результат думанья свелся к странноватому афоризму: "Писатель - это ракета, которой надо донести на орбиту свой текст. А все остальное, в том числе и жизнь самого писателя - лишь отработанные ступени". Банально... Я хмыкнул, засунул листок обратно и снова взялся за тряпку.
...Блин, я ведь молился на Веллера, тогда, пять лет назад. Натурально. Я мечтал писать так же - сильно, сочно и легко. Меня бесили эти люди, которые при слове "Веллер" вспоминали обязательно "Легенды Невского проспекта", будто ничего больше он не сделал. Нет, конечно, я уважал "Легенды" ... но это было то, что называется all-story, зацепка широких масс. А вот "Майора Звягина" вспоминали значительно реже. И рассказы...почему никто не читал его рассказы?
Веллер писал именно так, как должен был писать, по моему скромному мнению, я - когда-нибудь, со временем... И у него была та же непробиваемая самоуверенность, что и у меня на том этапе. А еще у него были - безупречное владение словом, богатейший словарный запас, умение строить фразы, от которых ни убавить, ни прибавить... "Приходят не то чтобы все, но непонятно, кто еще не пришел, потому что уже пришли непонятно кто". Я, как мог, старался соответствовать. Дуралей...
Потом я открыл для себя его философию и стал строить по ней жизнь. Потом я стал учиться писать по его книгам (тем более, что давно изданы были уже и "Гуру", и "Долина идолов"). Потом...потом я с ним познакомился.
Что тогда было? Праздник какой-то, вроде...Не то Международный день книги, не то...а, не суть. Не помню. "Азбука" с "Буквоедом" устроили по этому поводу какую-то пресс-конференцию, и зазвали туда кого ни попадя - писателей, журналистов, критиков. И Веллера. И меня за компанию.
...Он оказался совсем не таким, как я представлял себе. Старым. С простецким, невзрачным, этаким народным лицом. Ни мужественности, ни интеллекта, что сквозят в каждой его строчке - может, это просто снаружи не видно? Но тут ему дали слово, и он начал вещать...
Ребята, Веллер в жизни - это страшно. Он раздражителен и агрессивен, он никакой собеседник, он приходит в ярость, стоит лишь высказать мысль, отличную от его. Он затыкал журналистов, он перебивал всех подряд, он просто обосрал (по-другому не назовешь) всю эту пресс-конференцию и гордо ушел с нее первым...
Нужно ли говорить, что я был шокирован? Пожалуй, нужно:). Я был шокирован. Весьма.
А на встречу с его читателями через полгода меня занесло случайно. Мы даже перекинулись парой фраз. Вернее как - процесс общения Веллера с читателями таков: задается вопрос, и Михал Иосифович начинает дозволенные речи - настолько издали, что не особо и понимаешь, к чему это все. Подход к снаряду длится минут пять. Далее следует собственно ответ, не обязательно связанный с предыдущей тирадой, и - следующий вопрос. Так что девяносто пять процентов всего времени говорит Веллер. Он вполне благодушен, никого не затыкает и не хамит, ему приятно среди его по/читателей...
Только вот мне - почему-то нет.
И поэтому...поэтому я лучше в сотый раз перечитаю "Майора Звягина" или "Гонца из Пизы", но не пойду на встречу с писателем Веллером. И ни с каким другим (разве что по работе заставят). Разлюбил я это дело. Баста. Лучшее, что они могут мне дать, не требует их присутствия...да и вообще жизни. Лучшее в них - это их книги; ведь писатель - всего лишь проводник текста. Очередная банальность, да...