Честно говоря, мало я видел книг, при чтении которых так сочетались бы удовольствие - и недоумение. Удовольствие - от захватывающего действия. Недоумение - от того, в чем это действие заключается.
Все начинается с того, что главный герой решает вступить в схватку неизвестно с кем и неизвестно за что. Для начала он отправляется в мир победившей Церкви и непревзойденных биотехнологий, где ищет помощи. И не находит. Затем отправляется на родину своих врагов - и обнаруживает там всего лишь музей, впускает этот музей приблудившегося рядом робота, который страивает поединок с ангелом - хранителем музея. И погибает (робот, не герой). Герой убивает ангела из случайно попавшего к нему автомата. Потом герой возвращается на Землю, где его вызывает на поединок его друг - куратор Земли, ранее спасший его, а еще ранее - пытавшийся убить. В конце герой говорит: "да ну вас нафиг всех", и возвращается к мирной жизни.
Причем по ходе действия каждое телодвижение выглядит если не разумно, то по крайней мере объяснимо. Надо отложить книгу и задуматься, чтобы сообразить - как же так? Истеричность в поступках приличествует 18-летнему, но никак не существу возрастом несколько веков. Те, кто сделал обыкновенныф автомат, знали, как убить хранителя музея, а те, кто создал специально для этой цели немыслимого робота - не знали? И зачем вообще нужен этот музей и этот хранитель? Три робота полсотни лет его выслеживали. В конце концов мочканули. И чо? Да и как вообще может функционировать система, не имеющая иерархии власти?
Ну и главное. В практически любой книге, относящейся к жанру фантастики, в финале убивают дракона или спасают принцессу (в той или иной форме). Здесь же, помотавшись по мирам, герой возвращается к тому, с чего начал - нормальной человеческой жизни. Дракон-Аркан жив и функционирует, принцесса-Земля по-прежнему в плену, но это как бы уже никого не волнует. Выяснили, что убить дракона нельзя, и успокоились. Правда, судя по порывистости и эмоциональности главного героя, мирная жизнь будет ему не по плечу. Опять полезет в какое-нибудь противостояние, и на этот раз непременно сыграет в ящик - потому что автор об этом уже писать не будет, а значит, спасительные чудеса закончатся.
В общем, такое впечатление, что самый модный фантаст современности решил - пофиг о чем писать, лишь бы писать. Поместье в тибетском монастыре со слугами-монахами, йоркширские терьеры-убийцы, мусульманская Москва, запретившие историю островитяне, немыслимой формы музей функционалов, поединок ангела и робота, дуэль со старым другом, оказавшимся могущественнейшим на Земле существом... Все в лучших традициях Голливуда - огромное количество спецэффектов, и минимум осмысленности. По крайней мере, что хотел сказать автор, я лично не понял. Более того - даже не заметил попытки что-то сказать. Так, развлекуха на потеху публике. Еще и местами бессвязная.
Так что, как до прочтения "Черновика" и "Чистовика", так и после, для меня у Лукьяненко остается лишь два хороших романа - "Холодные берега" и "Близится утро".
|