If this is a first time you visiting Scrolls, please register in Fight Club. If you already registered, please authorize on Fight Club start page with your login and password.
26.07.09 21:53 | Jrock : Maya Lms | что такое j-rock pinned
ru
Рок музыка есть, кажется, всюду. Количество подстилей в роке вызывает трепет. Больше их только, пожалуй, в семействе электронной музыки. Кроме стилевого деления, популярность получило и деление рока по "национальному признаку". Перечислять все эти виды/типы никто не будет. Потому что речь здесь пойдёт, в основном, о Японском роке или, как его именуют поклонники по всему миру, J-Rock'е.
Популярность рок-музыки в Японии началась в период 60х-70х годов, прошлого уже, ХХ века. Особый восторг молодёжи того периода вызывали, в первую очередь, западные рок-команды. Свои же, Японские рок коллективы, которые начали возникать на волне всеобщего увлечения этой музыкой, особого интереса соотечественников не вызывали. Ибо подражательство ещё было основой их творчества, а оргинал, как известно, почти всегда лучше копии.
Но Японская рок-сцена не собиралась сдаваться и активно впитывала всё новые и новые веяния, приходящие от заокеанских коллег по цеху. Крайне по вкусу, в частности, пришёлся J-Rock'ерам сценический образ музыкантов, немного более позднего периода. А именно - странные причёски и макияж, футуристические наряды.
[ Реплика "в сторону": например группа 'Kiss', или Дэвид Боуи периода 'Ziggy Stardust', а также многие представители глэм-рока. ]
Однако, до "революции" было ещё далеко и большинство J-Rock музыкантов продолжали издаваться лишь на небольших тематических сборниках различных рекорд-компаний. И мечтать о всеобщей известности пока не приходилось. Всё изменилось в серидине 80-х. С появлением группы 'X-Japan'. По сути, именно они и являются первыми "настоящими J-Rock'ерами". С них начался выход этой музыки из андерграунда, в котором до того момента пребывала Японская рок-сцена, под свет софитов. Своим имиджем, клипами, эксцентричным поведением на концертах, они во многом определили направление дальнейшего развития рок музыки в Стране восходящего солнца. Очень может быть, что не будь 'X-Japan', J-Rock пошёл-бы посовсем другому пути, а может быть и нет... Ладно, не будем сейчас об этом. История не терпит сослагательных наклонений.
[ Реплика "в сторону": мне, до сих пор, жутко интересно - как музыканты 'X-Japan' вытворяли подобное со своими причёсками? Это сколько-же тонн лака для волос нужно, что-бы заставить волосы, длинной почти до пояса, противостоять силе земного притяжения... ]
Но, так или иначе, Япоснкий рок сдвинулся таки с мёртвой точки. Легенда началась.
На людей, не знакомых с J-Rock'ом и понятием 'Visual Key', клипы Японских рокеров производят, как правило, шокирующее впечатление. Почему? Словами это описать достаточно сложно. Нужно смотреть.
[ Реплика "в сторону": эх, сколько я, в своё время, денег выиграл благодаря клипу группы 'Malice Mizer' - 'Beast of Blood'... Надо будет комиссионные отправить. В Японию. Лично Мане! Хы-хы... ]
Machine Многие группы, не все, но и впрямь многие, придерживаются стиля 'Visual Key' (в данном случае это следует произносить, как "Вижуал Кай"). Изначально это делалось с целью привлечения к себе внимания публики (и удавалось, да и сейчас удаётся), а потом от него, зачастую, отходили или меняли.
Так вот, 'Visual Key' - это обобщённое название, характеризующее стиль и внешний облик музыкантов. Как правило, это выражается в большом количестве макияжа, оригинальных сценических костюмах и устрашающем образе/имидже. Причём, в зависимости от стиля музыки, этот имидж может претерпевать изменения.
Нужно иметь в виду, что для J-Rock музыкантов их внешний облик играет ничуть не меньшую роль чем непосредственно музыка. Правильнее будет сказать,что у 'Visual'-групп, музыка и образ, это понятия равнозначные, дополняющие друг-друга. Очень часто внешность исполнителей несёт некую информацию или, как говорят в околомузыкальных кругах, "message" (ввернул таки модное словечко ).
Kagrra Если вы только начинаете своё знакомство с J-Rock'ом, то будьте готовы к тому, что первое время, при просмотре клипов 'Visual'-групп, вы не сможете сразу определить - кто, в данный момент, на экране - парень или девушка (а я вам сразу подскажу - 97% всех Японских рок-групп имеет чисто мужской состав). Так что не удивляйтесь.
И самое главное - надо запомнить, что данный сценический образ музыкантов ни в какой мере не свидетельствует об их "голубых" наклонностях. (В противном случае вам придётся сделать вывод, что 90% Японских рок-музыкантов - придерживаются нетрадиционной ориентации ). Нужно элементарно учитывать культурные особенности Японии. А именно: исторически сложилось так, что в Японских театрах Но и Кабуки женские роли всегда играли мужчины. И сейчас считается, что передать особенности женского образа и раскрыть его в полной мере, способен только мужчина. Поэтому, для Японских фэнов, своим имиджем 'Visual'сы лишь подчёркивают "артистичность" своих натур. Кроме того, с точки зрения Японца, мужчина с накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами не "голубой", а как раз наоборот - дамский угодник. Вот такие национально-культурные особенности.
Хотя, на Японской рок-сцене, есть группы и совсем не использующие 'Visual Key'. Их также не мало. А есть те, что когда-то использовали эту стилистику, а потом отказались от неё.
[ Реплика "в сторону": чтобы стало чуть понятнее о чём разговор, немного сместим "географический фактор". Короче, Мэрлина Мэнсона представляете? Так вот, это, можно сказать, пример 'Visual Key'. Только Мэнсон как упёрся, образно выражаясь, в одну точку, так на ней и прыгает, а J-Rock'еры разнообразят свой облик гораздо смелее и, главное, чаще.
Кстати, интересный факт - Мэрлин Мэнсон и Hide (тот самый, из 'X-Japan') были ого-го какими друзьями. И Hide всё время прикалывался над Мэнсоном в том плане, что последний "скоммуниздил свой образ у J-Rock музыкантов". ИМХО, совершенно справедливо прикалывался. ].
В плане музыки J-Rock весьма разнообразен. Есть очень жёсткий и агрессивный гитарный хардкор, есть панк, а есть группы специализирующиеся, по преимуществу, на романнтических рок-балладах. Однако, есть во всей Японской рок-музыке нечто, что выделяет её на фоне прочей мировой рок-сцены. И это не язык исполнения. (Кстати, часто в текстах песен проскальзывают английские слова или фразы. Это делается тогда, когда полноценного японского аналога либо нет, либо местный вариант будет катастрофически не подходящим по рифме.) Если уловить эту самую "изюминку", то вы очень быстро начнёте узнавать J-Rock даже в инструментальном исполнении.
Penicillin В целом, для J-Rock'а, характерно отсутствие каких-бы то ни было рамок. Если нужно то, кроме гитар, в композиции зазвучат национальные Японские интсрументы, или неожиданно подключится электроника. Из особенностей можно выделить, почти полное, отсутствие повторяющихся гитарных риффов в композиции. Общий мелодический рисунок имеет тенденцию к постоянному изменению. Наличествует эффект "guitar-flow", и неклассическое использование гитар. Очень большая роль в композициях отведена бас-гитаре. Во многих случаях, основной ритм задаёт именно она. Общая структура композиции строится путём наложения звучания других инструментов на основную ритмическую линию. Исходя из личного опыта, можно сказать, что для большинства J-Rock групп характерно жёсткое и агрессивное звучание. А порой музыка становится весьма нервной и, по хорошему, дёрганной. Хотя встречаются и баллады, и весьма грустные произведения. А иногда, с точностью до наоборот - взрывные, весёлые композиции.
Отдельно стоит отметить вокалистов J-Rock'а. В большинстве групп, которые мне приходилось слышать, вокалисты просто уникальны (причём для J-Rock'а это распространённое явление). Прослушав пару композиций той, или иной, команды, в следующий раз вы без проблем будете узнавать эти группы. И сможете запросто выделять их вокалистов на фоне других команд.
[ Реплика "в сторону": особенно узнаваемы по своему вокалу: Kyo ('Dir~en~Grey'; сольные проекты); Hakuei ('Machine'; 'Penicillin'; сольные проекты); Hyde ('L'Arc~en~Ciel'; сольные проекты); Gackt (ex-'Malice Mizer'; сольные проекты); Hide (ex-'X-Japan'; 'Hide with Spreаd Beaver'; сольные проекты). ]
Большая часть J-Rock клипов снимается в формате, именуемом 'PV'. Расшифровывается как - "promotional video". И играет, в первую очередь, рекламную роль. Т.е. познакомить возможного потребителя с творчеством той или иной группы/исполнителя. Клипы могут представлять собой как просто ракурсы вокалиста и группы, так и целые истории (порой, почти фильмы) с внятным сюжетом и развязкой. Жанрово - от комедии до хоррора. Некоторые клипы поражают своим замыслом и последующим воплощением.
Примерно треть названий групп - японские ('Kemuri'; 'Onmyoza'; 'Kuroyume'). Остальные названия можно условно поделить на пять категорий: первая - английские названия (как правило, это звучные или запоминающиеся слова: 'Close'; 'Fake?'; 'Endorphine'; 'Syndrome'; 'Penicillin'); вторая - французские названия (тут превалируют всякие "красивости": 'La'Mule'; 'L'Arc~en~Ciel'; 'Lareine'); третья - немецкие названия (по преимуществу носят мрачный и угрожающий характер: 'Schwein'; 'Schwarz Stein'); четвёртая - названия на прочих языках (могут быть абсолютно различными); пятая - непереводимые словосочетания, либо слова не несущие особой смысловой нагрузки ('Dir~en~Grey'; 'Shazna'; 'Glay').
Ещё одна особенность Японской рок-сцены: деление групп на "Majors" и "Indies". "Мэйджорами" именуются группы записывающиеся и выпускающиеся на гигантах звукозаписи ('Sony'; 'East/West Japan'; 'Ki/oon records'). "Индисы", в свою очередь, записываются и выпускаются за свой счёт. Как правило, на небольших, независимых лэйблах или вообще своими силами. Большинство ныненшних "Мэйджеров" - групп первого дивизиона J-Rock'а - начинали именно как "Индисы". И именно в среде "Индисов", зачастую, появляются самые интересные 'Visual Key'-проекты и рождается новый, революционный звук.
У нас, ситуация с J-Rock'ом, можно сказать, никакая... Почему - понятия не имею. Единственным выходом остаётся интернет. Благо уже достаточно давно в сети появились энтузиасты этой музыки, которые начали активно продвигать "счастье в массы". Так что, сегодня, найти J-Rock или J-Pop уже не составляет особого труда. Хочешь и имеешь возможность - качай своими силами (есть ресурсы предлагающие такую музыку совершенно безвозмездно); нет возможности качать, но очень хочется - можно заказывать сборники в МР3 на CD-R или DVD-R (есть целые каталоги с альбомами, сингалами, клипами).
Существуют и русскоязычные сайты, посвящённые как отдельным группам или исполнителям, так и J-Rock'у в целом. Количество Российских фэнов J-Rock'а, за последние пять лет, выросло многократно. Только сами J-Rock музыканты об этом, кажется, и не подозревают.
Для меня самого, J-Rock стал новым "Граалем", той музыкой, которая по настоящему захватила после окончательнной смерти 'Rave-движения'. Рекомендовать к прослушиванию что-либо конкретное, для меня, затруднительно. Мне нравится почти весь J-Rock. Многое зависит от того, как вы, лично, вообще относитесь к гитарному саунду. Что конкретно предпочитаете - гитарное рубилово или рок-баллады.
Для начала можно ознакомиться с записями таких команд и исполнителей как: 'X-Japan'; 'Dir~en~Grey'; 'Luna Sea'; Hide; 'Malice Mizer'; Gackt; 'Asian Kung-fu Generation'; 'L'Arc~en~Ciel'; 'Plastic Tree'; 'Penicillin'; Hakuei.
На этом, позвольте вводную статью о J-Rock'е считать законченной.
В дальнейшем планируется серия статей об отдельных группах и исполнителях.
Эта тема целиком и полностью посвящена J-Rock'у. happy Обмениваемся ссылками и впечатлениями!
Становление Malice Mizer как рок группы в Японии приходится на 1992 – 1994 года. Официальной датой образования коллектива считается конец августа 1992 года. Основателями группы считаются Мана и Кодзи, вместе ранее игравшие в банде под названием Mirage, собственно и основное первоначальное звучание было построено на их вкусах. В ранней музыке Malice Mizer прослеживается влияние волны рок-команд 70’х. В интервью Мана замечает, что в школе он увлекался металлом и панком. На его музыку заметно повлияла группа Motly Crue, а его первый купленный диск был Iron Maiden. Также он отмечает, что всегда был неравнодушен к французской поп музыке.
Название Malice Mizer взято из французского языка, что литературно можно перевести как «Таинство Зла». В интервью Мана добавляет, что группа считает это человеческой природой. На вопрос «Что из себя представляет человек?» они отвечают: «Зло (Malice) и несчастье (Mizer) всегда являлись частью каждого».
Первоначально в группе играли пять человек: Мана – гитара, Тецу – вокал, Ю-ки – бас, Кодзи – гитара, синтезатор, Газ – барабаны. Однако в 1993 году Газ покидает Malice Mizer для продолжения карьеры в группе Knueklid Romance, и его место занимает Ками, бывший барабанщик той же группы. Дебютный альбом команды, Memoire 1994 года, пронизан духом Эгейского моря, Рима, готикой. Но и прослеживаются классическая музыка, французский поп. Как обычно бывает с первым альбомом это винегрет музыкальных звучаний..
Споры о стилях не оставляют группу, из-за трений уходит Тецу, чтобы заниматься тем, что ему нравится. После Malice Mizer он начинает играть в Zigzo. Группа пытается найти ему достойную замену, но Мана бракует почти всех. Лишь спустя почти год группа находит себе нового вокалиста. 10 октября 1995 года официальным вокалистом стал, кардинально изменивший стиль музыки Malice Mizer и приведший группу к славе Камуи Гакт.
Гакт родился в очень консервативной семье, где манеры и традиции были превыше всего. Общение с музыкой у Камуи началось в раннем детстве, когда в три года мать отдала его учиться игре на фортепиано. Он ежедневно тренировался по два часа и, по его словам, он это просто ненавидел. Он хотел стать дирижером. В школе его заинтересовали духовые и ударные инструменты, и он выучился играть почти на всех них. До 17 лет Гакт изучал классическую музыку. (Его любимыми композиторами были Бах, Равель, Дебюсси), однако, позже его заинтересовала, набиравшая тогда популярность, Рок-музыка.
Первым синглом Malice Mizer стала песня "Uruwashiki kamen no shotaijoara". После чего группа успешно гастролировала по стране. В конце июня 1996 года выходит второй альбом группы Voyage ~sans retour~. После чего коллектив продолжает давать концерты на одних из самых больших площадках страны. 30 июня 1997 одна из крупнейших звукозаписывающих компаний Японии - Nippon Columbia, подписывает с коллективом контракт. 19 июля этого же года, выходит их первый макси-сигнл "Bel Air ~Kuhaku no toki no naka de~. В магазинах появляются сопутствующие товары и гаджеты. Группа принимает участие в различных телешоу, снимает видеоклипы и даже художественный фильм с участием группы. 18 марта 1998 года выходит третий по счету и первый, записанный под лейблом "Nippon Columbia", альбом Malice Mizer Merveilles. Вслед за которым следует выпуск ряда синглов с этого альбома и потрясающее турне по стране. Malice Mizer шагает по Японии с победным маршем японской рок музыки.
19 января 1999 года Камуи Гакт официально объявляет о своем уходе из группы и начале сольной карьеры. По слухам, это произошло из-за разногласий внутри группы, ведь с приходом в неё Гакта, началась ломаться прежняя концепция группы и уход звучания в более легкие стили.
Вскоре после ухода Гакта коллектив постигла еще одна трагедия. 21 Июня 1999 года от субарахноидального кровоизлияния умер ударник Ками. Группа посвятила ему свой мини-альбом и видео. В Malice Mizer осталось всего три участника - Мана, Кодзи и Ю-ки. Несмотря на это группа продолжала свою успешную музыкальную деятельность, и выпустили такие работы как «Saikai no Chi no Bara» и «Kyomu no Naka de no Yugi».
В двухтысячном году Malice Mizer приглашают нового вокалиста. Его имя долго держится в тайне, нагнетая ажиотаж и привлекая интерес к группе. 23 августа 2000 года Malice Mizer официально объявили, что их новый вокалист – бывший участник группы Pride of Mind - Клаха. Записанный 2001 году альбом Bara no Seidou стал если не лучшим, то одним из самых успешных альбомов группы. Это настоящий профессиональный альбом, выдержанный в одной стилистике, написанный целиком, а не составленный из отдельных песен. По жанру этот альбом можно отнести к готик-року, но с поправкой на то, что это, все таки, Япония, а значит размах действа, которое ставится на концертах, потрясает. После этого Malice Mizer выпустили еще три сингла «Gardenia», «Beast of Blood» и «Garnet», также был снят второй художественный фильм про вампиров с участием группы.
11 декабря 2001 года группа заявила о распаде. Каждый участник группы решил, что ему интересно заниматься чем-то своим. Клаха и Кодзи организовали свои проекты Eve of Destiny и Schwarz stein. Мана же решил продюссировать группу Moi dix mois. На данный момент он выпустил сингл Dialogue Symphonie.
Дискография.
Альбомы
Memorie - 24/7/94
Memorie Dx - 24/12/94
Voyage ~sans retour~ - 9/6/96
Merveilles - 18/3/98
Bara no Seidou - 2001
Синглы
Uruwashiki kamen no shotaijoara - 10/12/95
Macherie - 10/10/96
Bel Air ~Kuhaku no toki no naka de~ - 19/7/97 ( limited edition )
Bel Air ~Kuhaku no toki no naka de~ - 6/8/97
Au revoir - 3/12/97
Gekka no yasokyoku - 11/2/98
Illuminati - 20/5/98
Le ciel - 30/9/98
Saikai no chi to bara - 3/11/99
Saikai no chi to bara - 3/11/99 ( 2є edicion)
Kyomu no naka deno yuugi (Game inside emptiness) - 31/5/2000
Shiroihada ni Kuruu Ai to Kanashimi no Londo (Love for white skin and sad dance) - 26/7/2000
Gardenia - 30/5/01
Beast of blood - 21/6/01
Garnet~kindan No sono he~ - 30/11/01
Группа Luna Sea, возникшая в 1989, стала одним из пионеров этого нового музыкального течения, созданного несколькими годами раньше группой X Japan. Поначалу у них были сложности с привлечением к себе внимания, как и у всех индис-групп. Многие клубы отказывали им в выступлениях потому что, просто не понимали, какую музыку играли Luna Sea. Как бы то ни было, они выжили. И когда они выпустили свой первый названный именем группы альбом, он уверенно направился к первым местам во всех индисовских чартах. Став вскоре мэджорами, они не расстались со своими образами. К первому мэджор-альбому "Image" не было выпущено ни одного сингла, но тем не менее он занял хорошие позиции в Oricon, достигнув 9 места. Позже, не отступившись от мысли, что будут великой рок-группой, они выпустили синглы "Believe" и "In my Dream (With Shiver)", оба имели большой успех. Следующий альбом "Eden" добрался уже до 5 места в oricon. Меньше, чем через год LUNA SEA впервые заняли первое место с синглом "True Blue". Альбом, к которому был выпущен этот сингл, "Mother", стал номером 2. Выпустив всего лишь несколько простых альбомов, LUNA SEA стали одной из определяющих сил в мире японского рока. После короткого перерыва, за время было выпущено ещё несколько синглов. А потом их первый альбом, занявший первое место - "Style". Пришло время для ещё одного перерыва.
Каждый член группы занялся сольной карьерой. Наиболее успешно из всех это получилось у вокалиста, Ryuichi. Он выбрал своим направлением простые попсовенькие баллады. Фанаты LUNA SEA стали задаваться вопросом, а не конец ли это, так как все члены группы казались вполне довольными тем, что с ними происходило. Но вскоре LUNA SEA вернулись с синглами "Storm" и "Shine". Оба они заняли первые места. Теперь уже стало очевидно, что группа изменилась. Стиль стал совершенно другим, более склонным к попсе. Следующий их сингл, "I for You", стал темой для теледрамы и величайшим их хитом за все время. Следующих их альбом, "Shine", тоже уверенно занял первое место. В конце концов, фанаты долго этого ждали. LUNA SEA выпустили 2 сингла и позже, после долгого перерыва, альбом "Lunacy". Как это ни странно, он занял всего лишь третье место в Oricon. Всего лишь через несколько месяцев после этого, после выпуска сингла "Love Song", LUNA SEA объявили о своем распаде.
После 10 лет на музыкальной сцене они решили прекратить свою карьеру. Их прощальный сингл "Love Song" занял 4 место в Oricon, а сборник лучших песен - "Period" - первое. Многие фанаты были этим расстроены. LUNA SEA достигли такого уровня, что их называли даже лучшей рок группой всех времен. Но некоторые фанаты ранней музыки LUNA SEA были рады, что это закончилось; им казалось, что опопсевший стиль только разрушал их сложившийся имидж. В любом случае, мы не забудем эту легендарную группу, подарившую нам такую прекрасную музыку.
Тоши и Йошики выросли вместе. Они вместе учились в средней и высшей школе, были друзьями, и оба были сильно увлечены музыкой. Свою первую группу Йошики и Тоши создали еще в школе, когда им было по 12 лет. Сначала она называлась "Dynamite", затем "Noise", а потом, с 1982 года - "X".
Состав группы, кроме Йошики и Тоши, постоянно менялся. Наконец, в 1987 году в группу пришли Хидэ, Пата и Тайджи (настоящее имя - Савада Тайджи [Sawada Taiji], 12.07.1966).
В 1989 году был записан первый коммерческий альбом "Blue Blood". Группа сразу же стала известной в Японии и получила приз канала "TBS" как "лучший новый исполнитель". Второй альбом, "Jealousy", вышел в 1991 году.
В 1992 "X" стала первой группой, целых три дня выступавших в "Tokyo Dome" - самом большом зале и стадионе Японии. В том же году Тайджи ушел из группы, и в нее пришел Хис. Одновременно с этим произошло переименование группы в "X-Japan", поскольку выяснилось, что группа под названием "X" уже есть в США. Одновременно с карьерой рок-музыканта Йошики активно занимался исполнением классической фортепианной музыки.
В это время группа уже стала известна не только в Японии, но и в США, где снимались многие клипы "X-Japan". В 1996 году вышел последний альбом "Dahlia" (между 1991 и 1996 годами группа выпустила множество синглов и мини-альбом "Art of Life" (1993)).
В 1997 году начался распад группы. У ее членов появились собственные проекты, и им уже стало сложно уживаться вместе. В апреле 1997 года группу покинул Тоши, а 22 сентября было официально объявлено о роспуске группы. Свой последний концерт они дали 31 декабря 1997 года в "Tokyo Dome".
В 1998 году Хидэ, начавший успешную карьеру в составе группы "hide with Spread Beaver", повесился в своей квартире, не оставив записки. На его похоронах присутствовало около 50000 человек, а несколько девушек-фанаток, несмотря на призывы друзей Хидэ этого не делать, покончили с собой.
Йошики продолжает успешную музыкальную карьеру, сочетая сольные выступления с продюссированием начинающих исполнителей. Именно Йошики в 1993 году "открыл" группу "Glay.